На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

kino-teatr.ru

21 851 подписчик

Свежие комментарии

Весна-красна на Заречной улице и Первом канале

В этом году любимой зрителями советской мелодраме «Весна на Заречной улице» исполняется 60 лет. Снятую Марленом Хуциевым и Феликсом Миронером картину в 1956 году посмотрело более 30 миллионов человек, а рассказ об отношениях молодой учительницы вечерней школы и её непутёвого ученика и по сей день остаётся одной из самых искренних, чистых и пронзительных историй любви отечественного кинематографа. 1 мая, в День весны и труда, Первый канал покажет цветную версию легендарной киноленты. Фильм «Весна на заречной улице» подарил вторую жизнь Одесской киностудии, которая в то время называлась Черноморская кинофабрика, подчинялась «Мосфильму» и выпускала только научно-популярные фильмы. Возрождением студии занялся Александр Валентинович Горский: пригласил в Одессу молодых кинематографистов и предложил им снять полнометражную картину. Сценарий нашёлся совершенно случайно – в его основу легла одноактная пьеса Феликса Миронера, которая до этого была совершенно разгромлена руководством Киевской киностудии. Напарником Миронера в работе над фильмом стал его однокурсник Марлен Хуциев. На роль преподавательницы школы рабочей молодёжи Татьяны Сергеевны была выбрана непрофессиональная актриса Нина Иванова, которая и не думала связывать свою жизнь с кинематографом. Однако именно её непосредственность, робость и непрофессиональность помогли создать на экране столь запоминающийся образ. Со вторым главным персонажем было сложнее: пробы Николая Рыбникова оказались неудачными, и в отсутствие Хуциева Александр Горский утвердил на роль сталевара Саши Савченко другую кандидатуру. Но впоследствии Марлену Мартыновичу и Феликсу Ефимовичу всё-таки удалось уговорить Горского снимать Рыбникова, и он на долгие годы стал не просто одним из самых любимых советских артистов, но и настоящей легендой, символом поколения. Впервые отреставрированная цветная версия «Весны на Заречной улице» увидела свет в 2010 году. В восстановлении картины принимал участие и сам Марлен Хуциев, который позже был очень доволен проделанной работой, отмечая, что «Кино – искусство молодое, и для его развития нужно идти со временем в ногу». Целый год реставрационная группа собирала всю необходимую информацию о фильме. В итоге были обнаружены уникальные фотографии членов съёмочной группы, режиссёрский сценарий, монтажные листы, киноафиши середины прошлого века, а также разрешительное удостоверение на картину. После завершение периода подготовки начался процесс реставрации исходной плёнки. С помощью замачивания негатива в специальных растворах была восстановлена эластичность киноматериалов, которые потом подверглись очистке от пыли и глянцеванию. Следующим этапом стало сканирование плёнки. В течение 35 рабочих смен производственная группа старалась выделить как можно большее количество оттенков серого цвета, чтобы в дальнейшем работать с максимально разнообразной цветовой палитрой. Будучи переведённым в цифровой вид фильм был «нарезан» на кадры, коих получилось 120 тысяч. Эти файлы были обработаны художниками-реставраторами и отправлены за рубеж для колоризации. Главным консультантом в работе над цветной версией ленты выступила Наталья Монева, художник по костюмам киностудии «Мосфильм». Она сумела подобрать наиболее подходящие цветовые решения и уделяла большое внимание деталям, скажем, мелькающим в кадре этикеткам или раскраске автобусов того времени. Также она следила за тем, чтобы зарубежные коллеги в процессе раскрашивания не сделали из комсомольского значка золотую брошь, из папирос «Беломорканал» - сигареты из фильтром, а из сладкой наливки – спирт. Большинство колоризованных кадров отправлялись назад с коррективами и поправками, а после колоризации всего изображения фильма было внесено ещё свыше пятидесяти изменений. После была проведена цветокоррекция, стабилизация изображения и другие манипуляции, необходимые для завершения работы над цветной версией фильма. Таким образом «Весна на Заречной улице» стала седьмой чёрно-белой советской картиной, которая была выпущена в цвете. До неё вышли цветные версии фильмов «Семнадцать мгновений весны», «В бой идут одни «старики», «Золушка», «Подкидыш», «Волга-Волга» и «Весёлые ребята». После были колоризованы картины «Три тополя на Плющихе», «Офицеры», «Цирк», «Приходите завтра», «Небесный тихоход», «Отец солдата» и «Девчата». Следующие на очереди – «Берегись автомобиля», «Неподдающиеся», «Я шагаю по Москве», «Золотой телёнок», «Весна» и «Александр Невский». Некоторые из этих лент изначально были задуманы как чёрно-белые, другие – снимались на чёрно-белую плёнку из-за нехватки материальных ресурсов. Нынешнее повальное стремление добавить яркости классическим советским лентам – стремление похвальное, если учитывать тот факт, что предварительно исходные материалы подвергаются тщательной реставрации, поскольку некоторые плёнки находятся в таком плачевном состоянии, что в скором времени телеканалы не смогли бы выпускать их в эфир. Хорошо это и для подрастающих любителей кино, потому что какими бы уникальными не были художественные достоинства того или иного фильма, современная молодёжь предпочитает цветное кино чёрно-белой классике. Другое дело, это может быть вопросом культурного воспитания, так как многие молодые ребята не воспринимают старые фильмы, даже если они цветные. Им «Голодные игры» да «Трансформеров» подавай. Или «Горько!» с «Самым лучшим днём». Тем не менее, «цветное» чёрно-белое кино воспринимается несколько иначе. За десятилетия существования картин зрители уже успели полюбить их такими, какие они есть, не вменяя им отсутствие в кадре голубого неба или зелёной травы – это не считалось недостатком. Печально известный «пионер» в строю раскрашенных фильмов – сериал Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» изначально был задуман как диахромный. Цвет лишил его той уникальной ауры, напряжённой атмосферы, какая должны быть у истории про советского разведчика. Тем более при колоризации из него были вырезаны некоторые эпизоды, что тоже разрушает целостность кинематографического полотна. А военная драма «В бой идут одни старики» вовсе была раскрашена без разрешения правопреемников. Несмотря на слухи, якобы Леонид Быков изначально хотел снимать фильм на цветную плёнку, суд встал на сторону его дочери Марьяны и признал незаконным колоризацию фильма. Тем не менее, не стоит относится к обновлению советских фильмов слишком категорично. Если колоризация той или иной ленты уместна и выполнена тщательно, аккуратно и с уважением к создателям оригинала, она может оставить положительное впечатление, словно признанному шедевру дали вторую жизнь. Актуальным остаётся лишь вопрос восприятия - становится ли фильм по-настоящему цветным или остаётся чёрно-белым, но раскрашенным?

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх